Размер шрифта: Цвета:

Дневник Байкальского международного салона образования

22 ноября 2018

Открыл череду мероприятий кластера «Среднее профессиональное образование» марафон готовых решений «Лучшие практики подготовки рабочих кадров».
Посетили мероприятие более 40 человек.
Модератором марафона была Ольга Фридриховна Клинк, руководитель Базового центра подготовки рабочих кадров АНО НАРК г. Москва. Вначале она рассказала о цели и задачах данного конкурса, призванного тиражировать актуальный и результативный опыт в профессиональной подготовке рабочих кадров https://bc-nark.ru/best_practice/
Далее победители регионального конкурса http://center-prof38.ru/about/news/zavershilsya-regionalnyy-konkurs-luch... кратко представили свои работы, вошедшие по итогам отбора в федеральную базу данных лучших практик подготовки рабочих кадров Базового центра подготовки рабочих кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций».
Мащенко Оксана Николаевна, заместитель директора Черемховского педагогического колледжа, рассказала о практике под названием «ОЛИМП (организация личностного индивидуального методического пространства)» в номинации «Кадры профессионального образования» (Презентация 1)
Смирнова Александра Юрьевна, заведующая кафедрой туризма, гостиничного сервиса и экономики Колледжа управления и предпринимательства представила практику «Индустрия гостеприимства – ступень безупречного сервиса» в номинации «От профессионального выбора к успешной карьере» (Презентация 2)
Арциховская Анна Анатольевна, заместитель директора Тулунского аграрного техникума, представила практику «Профстандарт – зеркало профессионала» в номинации «Профессиональные стандарты – инструменты подготовки профессионалов» (Презентация 3)
Киприянов Алексей Григорьевич, старший мастер Химико-технологического техникума г. Саянска, презентовал практику «Шаг в будущее» в номинации «Мы-партнеры». (Презентация 4)
Завершился марафон готовых решений церемонией награждения победителей конкурса. Ольга Фридриховна вручила всем победителям сертификаты АНО НАРК об участии в региональном этапе конкурса.

Уже ставшее традиционным в системе СПО Иркутской области мероприятие прошло в Байкал Бизнес центре бизнес-педсовет «Современные механизмы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями».
Открыла мероприятие и модерировала его ход Валентина Васильевна Перегудова, министр образования Иркутской области. Она рассказала о проектах Иркутской области, прошедших отбор на получение финансирования из федерального бюджета в рамках реализации национального  проекта «Образование».
Владимир Игоревич Блинов, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, рассказал о современных механизмах взаимодействия учреждений СПО с работодателями (Презентация 5)
Екатерина Юрьевна Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, поделилась опытом организации практико-ориентированного профессионального образования и обучения (Презентация 6)
Ольга Фридриховна Клинк, руководитель Базового центра подготовки рабочих кадров АНО НАРК, говорила о независимой оценке квалификаций как механизме повышения качества профессионального образования (Презентация 7)
Очень интересно было послушать Ференца Чабы, референта по системе ученического контракта Департамента по образованию и профессиональному обучению Торговой и Промышленной палаты Венгрии. В своем выступлении он представил опыт взаимодействия Венгерской Торговой и Промышленной палаты с работодателями.
Вячеслав Эдуардович Эглит, заместитель генерального директора по управлению персоналом и общественным вопросам ООО «Газпром добыча Иркутск», представил перспективы взаимодействия Газпрома с системой профессионального образования (Презентация 8)
Михаил Александрович Грайвер, советник генерального директора ПАО «Иркутскэнерго», директор КУИЦ «Иркутскэнерго (БРГУ, ИРНИТУ)» и председатель попечительского совета ГБПОУ ИО «Иркутский энергетический колледж», рассказал об опыте взаимодействия ПАО «Иркутскэнерго» с Иркутским энергетическим колледжем.
Дыня Наталья Валерьевна, заместитель директора ГБПОУ Иркутской области «Тулунский аграрный техникум», говорила о сетевых формах реализации программ как механизме взаимодействия ЦОПП с предприятиями и образовательными организациями (Презентация 9)
Анна Зеленина, серебряный призер VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенции «Дошкольное воспитание», отметила в своем выступлении, что участие в чемпионатах профессионального мастерства это импульс для развития и воплощения мечты открытия в г. Иркутске школы развития детей.

Новым по форме и интересным по содержанию был Баттл «Модели проведения демонстрационного экзамена», в котором приняло участие 157 руководящих и педагогических работников среднего профессионального образования.
Любая площадка, любое мероприятие федерального или регионального уровня, посвященное вопросам развития среднего профессионального образования не обходится без обсуждений моделей проведения демонстрационного экзамена как вида государственной итоговой аттестации выпускников СПО в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50.
Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
Байкальский международный слон образование – 2018 не стал исключением. 22 ноября на площадке салона был представлен опыт пилотной апробации демонстрационного экзамена по различным моделям (по методике WorldSkills, самостоятельной разработке оценочных средств на основе профессиональных стандартов, сопряжение процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций).
В ходе баттла развернулась дискуссия о плюсах и минусах различных моделей демонстрационного экзамена. Общими проблемами, актуализированными в ходе апробации демонстрационного экзамена по мнению участников, является:
- необходимость наличия современного технологического оборудования, позволяющего выполнить задание, приближенное к производственным условиям;
- разработка контрольно-измерительных материалов для проведения демонстрационного экзамена, позволяющих объективно оценить достижения обучающихся;
- недостаточное количества экспертов способных оценить качество выполняемых работ в течение всего времени проведения экзаменационных процедур.
В итоге свои позиции представили спикеры: Ольга Фридриховна Клинк, руководитель Базового центра подготовки рабочих кадров АНО НАРК, Ерохин Кирилл Александрович, представитель Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", Валентина Васильевна Зяблова, директор Иркутского техникума авиастроения и материалообработки.
Региональный институт кадровой политики осуществляет информационно-методическую поддержку профессиональных образовательных организаций Иркутской области в части пилотной апробации демонстрационного экзамена и будет сопровождать профессиональные образовательные организации в решении этих проблем.

Большой интерес вызвала работа проектировочной площадки «Развитие кадрового потенциала учреждений СПО». Модерировала мероприятие Валентина Александровна Трускавецкая, руководитель центра приоритетных проектов и систем квалификаций Регионального института кадровой политики. В работе площадки прияли участие 56 человек.
Екатерина Юрьевна Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, поставила перед аудиторией вопрос о том, какой должна быть система ДПО, чтобы отвечать современным трендам? (Презентация 10)
Владимир Игоревич Блинов, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, задал вопрос: «Кто он – педагог СПО цифровой эпохи?» (Презентация 11)
Ольга Фридриховна Клинк, руководитель Базового центра подготовки рабочих кадров АНО НАРК, адресовала вопрос о том, как педагогу профессионального образования овладеть современными производственными технологиями, при помощи каких форм, а также о том, как «слиться» с современным производством.
Далее Валентина Александровна организовала проектную деятельность в группах по выработке предложений в дорожную карту развития кадрового потенциала Иркутской области по следующим направлениям:
-    развитие методических компетенций (методологические основы современного профессионального образования);
-    развитие компетенций в сфере психолого-педагогического сопровождения обучающихся (новые формы и технологии взаимодействия с обучающимися);
-    развитие в области предметной деятельности (преподавание по программам учебных дисциплин, МДК, профессиональных модулей);
-    развитие компетенций в области цифровизации образования;
-    обучение в области проектного управления.
Результатом работы групп стали проектные идеи, которые будут внесены в дорожную карту развития кадрового потенциала Иркутской области
В заключении спикеры высказали свои пожелания и рекомендации в адрес проектных групп и Регионального института кадровой политики.

Презентационная площадка «Инновационные технологии в методической работе»

 22 ноября 2018 года в Сибэкспоцентре, в зале «Михаил Янгель» работала презентационная площадка «Инновационные технологии в методической работе». В работе площадки приняли участие методисты, представители работодателей, руководители, педагогические работники ПОО Иркутской области, Республики Бурятия, Монголии (86 чел).
  Модераторами  данного мероприятия были  Верхозина Ольга Александровна, руководитель Управления информационно-методического обеспечения деятельности ПОО и Васильева Людмила Георгиевна, руководитель региональной сетевой методической службы Регионального института кадровой политики.
      В ходе проведения мероприятия были освещены вопросы структуры и содержания региональной сетевой методической службы, направления деятельности территориальных отделений, современные модели методической работы в ПОО, актуальные системные механизмы выявления потребностей в методическом сопровождении ПОО, технологии наставничества. Среди спикеров были сотрудники региональной сетевой методической службы – Карелина Л.Г., Сергеева Н.Н., Галкова И.В., которые изложили концепцию развития региональной сетевой методической службы, рассказали о мероприятиях. 
      Опытом работы поделились коллеги из ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности», первый заместитель директора Ларионова А.О. с темой «О  проектной деятельности ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности» в рамках конкурсных отборов на предоставление грантов Министерства просвещения Российской Федерации».
      С приглашением к  международному сотрудничеству выступил Самбалхундэв Хаш-Эрдэнэ, советник губернатора Орхонского аймака по науке и технологии, доктор, профессор Республика Монголия. 

23 ноября 2018 года в рамках Байкальского международного салона образования состоялся открытый педагогический совет «Развитие практико-ориентированной среды как производственно-образовательного пространства». Мероприятие прошло на базе эксплуатационного локомотивного депо ст. Иркутск-Сортировочный ВСЖД - филиала ОАО РЖД, организаторами проведения отчетного мероприятия, в целях подведения промежуточных итогов реализации программы экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС «Развитие системы практико-ориентированной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в среднем профессиональном образовании», выступили ГБПОУ Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» и ГАУ ДПО Иркутской области "Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования".
Модераторами педагогического совета были Решетникова Елена Юрьевна, методист ГБПОУ ИО ИТТриС и Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО», д.п.н. В своем докладе Екатерина Юрьевна рассказала о важности учебных проектов, внедрении в практику профессиональных образовательных организаций дуальной системы обучения.
Перед присутствующими выступил Степовой Олег Геннадьевич зам. начальника по управлению персоналом и социальным вопросам филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ЛокоТех-Сервис» СЛД «Иркутское», (ОАО «РЖД»), рассказавший об актуальных проблемах в вопросах подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена железнодорожного направления, о программах повышения квалификации наставников и педагогов.
Виталий Михайлович Мальцев, заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Эксплуатационного локомотивного депо Зима структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД», рассказал о созданной эффективной системе адаптации и наставничества, которая способствует закреплению на предприятии молодых сотрудников и вовлечению их в производственную деятельность в депо. Обратил внимание на подбор наставников с учетом психологической совместимости работников.
О лучших практиках взаимодействия ПОО и базовых предприятий рассказали Бутене Елена Ивановна, заместитель директора по УПР из «Нижнеудинский техникум железнодорожного транспорта», Бекетова Оксана Викторовна, заместитель директора по УПР «Зиминский железнодорожный техникум». О новых подходах к организации учебно-производственного процесса, о качестве профессиональной подготовки выпускников ГБПОУ ИО ИТТриС, о распределении выпускников рассказала Решетникова Елена Юрьевна, методист Иркутского техникума транспорта и строительства.
В рефлексивном диалоге преподаватель профессионального цикла ГБПОУ ИО ИТТриС Петухова Светлана Леонидовна высказалась о качестве профессиональной подготовки выпускников техникума, затронула вопросы распределения выпускников, организации учебной практики на базе предприятия.  В работе педагогического совета приняли участие педагогические работники, обучающиеся и выпускники ГБПОУ ИО ИТТриС.

В целом, педсовет подвел итоги реализации программы сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС «Развитие системы практико-ориентированной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в среднем профессиональном образовании», отмечены перспективы взаимодействия ПОО железнодорожного профиля и базовых предприятий ОАО «РЖД» для выработки решений, обеспечивающих функционирование практико-ориентированной среды как производственно-образовательного пространства.

Запись открытого педсовета: https://youtu.be/e0awkDyVrls

        
23 ноября на базе Иркутского технологического колледжа состоялось рабочее совещание руководителей профессиональных образовательных организаций и ЦОКов -  участников пилотного проекта по применению механизмов независимой оценки квалификаций в ГИА обучающихся по программам СПО https://bc-nark.ru/graduates-qualifications/about-project/ . Совещание вела руководитель базового центра НАРК Ольга Фридриховна Клинк (презентация 12)
На совещание присутствовали директора Центров оценки квалификаций:
- в сфере агропромышленного комплекса Талицких Е.В., 
- в сфере машиностроения Шурховецкий А.В., 
- в сфере финансового рынка Исаева О.А., 
- в области сварки Копылов А.С., 
- в сфере ЖКХа Ерофеева И.П., 
а также директора ГАПОУ ИО «Ангарский индустриальный техникум», ГБПОУ ИО «Тулунский аграрный техникум», ГБПОУ ИО «Иркутский аграрный техникум», ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно-экономический техникум», ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки», ГБПОУ ИО «Ангарский политехнический техникум», «Иркутский техникум архитектуры и строительства»
В ходе совещания были рассмотрены вопросы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с центрами оценки квалификаций и с советами по профессиональным квалификациям, механизмы реализации пилотного проекта по сопряжению процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций, особенности состава экзаменационной комиссии, спецификация квалификаций и многие другие вопросы.
        
Штурм-лаборатория «Конкурсы профессионального мастерства для руководителей и педагогов СПО» 
В работе лаборатории приняли участие свыше 70 человек. Модератором площадки была Валентина Александровна Трускавецкая, руководитель центра приоритетных проектов и систем квалификаций Регионального института кадровой политики. 
В роли спикеров присутствовали: Елена Анатольевна Евдокимова, руководитель отдела управления персоналом ООО «Альянс Ресторанс», Наталья Францевна Кудинова, директор Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма, Светлана Геннадьевна Кудрявцева, директор Ангарского индустриального техникума, Ольга Фридриховна Клинк, руководитель Базового центра подготовки рабочих кадров АНО НАРК.
Каждый спикер озвучил свою точку зрения относительно структуры и содержания конкурса профессионального мастерства. Наталья Францевна поделилась своим опытом проведения подобных конкурсов внутри своей организации. Елена Анатольевна рассказала о конкурсах в индустрии гостеприимства, а также пригласила организации СПО к сотрудничеству. 
Были приглашены победители конкурсов «Преподаватель года» и «Мастер года» - Евгения Владимировна Прокопишина, заместитель директора по учебной работе Иркутского техникума авиастроения и материалообработки и Алексей Григорьевич Киприянов, старший мастер Химико-технологического техникума г. Саянска. Евгения Владимировна сказала проникновенные вещи: «Конкурс профмастерства – не только способ саморазвития педагога как личности и профессионала, но и выявление лидеров в коллективе. Победить же можно только тогда, когда за тобой стоит сплоченная команда единомышленников. Именно за это я благодарна коллективу техникума». 
Затем Валентина Александровна задала аудитории вопрос: «Быть ли конкурсам профмастерства для руководителей профессиональных образовательных организаций, а не только для преподавателей и мастеров производственного обучения?»
Аудитория живо включилась в обсуждение данного вопроса, озвучивая свои предложения касательно формата подобных конкурсов. Подавляющее большинство присутствующих сошлись во мнении, что конкурсы профмастерства непременно должны быть, при этом и для руководителей ОО. 
Интересной была реакция самих руководителей, они скорее склоняются к конкурсам управленческих команд. Как сказала Светлана Геннадьевна: «Качество работы директора можно измерить только через деятельность всей организации, частью которой является и руководитель учреждения».

    
Презентационная площадка «Модели внутренних систем оценки качества ПОО» 
Особый интерес педагогической общественности вызвала презентационная площадка «Модели внутренних систем оценки качества ПОО». Связано это с тем, что любая образовательная организация должна обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества образования. Министерством образования Иркутской области и Региональным институтом кадровой политики в период с 25 мая по 6 июля 2018 года был проведен региональный конкурс «моделей внутренних систем оценки качества образования профессиональных образовательных организаций Иркутской области». 
По результатам областного конкурса моделей ВСОКО были определены коллективы, ставшие лауреатами конкурса ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж» (презентация 13) и ГБПОУ ИО «Ангарский политехнический техникум» и победитель ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум» (презентация 14). На презентационной площадке данные профессиональные образовательные организации представили свои модели ВСОКО. Участники площадки активно задавали вопросы выступающим, предлагали шире распространять опыт внедрения и реализации представленных моделей.
В завершении работы презентационной площадки Гетманская А.А., начальник отдела профессионального образования вручила победителю и лауреатам дипломы, а коллективам ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум»; ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»; ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий»; ГБПОУ ИО «Ангарский техникум общественного питания и торговли»; ГБПОУ ИО «Усть-Илимский техникум отраслевых технологий»; ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж»; ГБПОУ ИО «Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова»; ГБПОУ ИО «Братский торгово- технологический техникум»; ГБПОУ «Усть-Илимкий техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»; ГБПОУ ИО «Профессиональный колледж г. Железногорска-Илимского»; ГБПОУ ИО «Чунский многопрофильный техникум» - сертификаты участников конкурса.
         

Дискуссионная площадка «Профессиональная социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях инклюзивного и интегрированного образования»

 23 ноября 2018 года в зале «Михаил Янгель» активно работала дискуссионная площадка «Профессиональная социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях инклюзивного и интегрированного образования». Модератор площадки – руководитель управления информационно-методического обеспечения деятельности ПОО ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования»  Ольга Александровна Верхозина. 
Спикеры Просвирнин Валерий Юрьевич (проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А.Ежевского), Зимина Екатерина Викторовна (директор Центра инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»),  Серкова Марина Владимировна (директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 9),  Кузнецова Елена Николаевна  (заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ ИО «Иркутский  техникум архитектуры и строительства»),  Хлебникова Светлана Юрьевна  (руководитель Центра инклюзивного образования Базовой профессиональной образовательной организации ГАУ ДПО ИО ИТАМ),  специалисты из общеобразовательных и коррекционных школ, колледжей, техникумов региона, крупнейших вузов города,  более 60 участников   дискуссионной площадки смогли продуктивно обсудить актуальные вопросы инклюзивного образования. 
Нужны ли специальные технологии профориентационной работы с детьми, имеющими ОВЗ и инвалидность? Готовы ли сегодня педагоги стать наставниками для таких обучающихся? Не становится ли инклюзия препятствием для получения образования здоровыми детьми и фактором снижения активности студентов с ОВЗ и инвалидностью?
    Экспертное мнение прозвучало в выступлениях Бориса Викторовича  Белявского, заместителя директора  Центра общего, дошкольного и коррекционного образования ФИРО РАНХиГС, и Ларисы Александровны Гладун, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и практик специального обучения и воспитания Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутского государственного университета. По окончании работы площадки участники дискуссии смогли получить ответы на волнующие их вопросы в ходе консультаций экспертов. 

Кластер Профориентация реализовывался на трех площадках: в зоне навыков, в зоне мастер-классов и на площадке тестирования.

22 ноября 2018 года в зале навыков прошли мероприятия: 

Мастер-класс по разработке программ профессиональных проб провели Баева Надежда Акимовна, заместитель директора по учебно-производственной работе и Черкасова Жанна Петровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ Иркутской области «Черемховский педагогический колледж» (Презентация 1). Участники мастер-класса узнали о возможных структурах программ профессиональных проб, на «мозговом штурме» смогли спроектировать критерии и показатели оценки программ профпроб, провели экспертизу рабочих программ профпроб (по профессиям из ТОП-50) по предложенной критериальной карте, смоделировали Калейдоскоп идей для интересной профессиональной пробы.

Заведующая отделом сопровождения конкурсных мероприятий ПОО Регионального  института кадровой политики Толстикова Анна Николаевна совместно со спикерами Александровой Ириной Александровной, учителем технологии МОУ ИРМО «Хомутовской средней общеобразовательной школы № 2», Великановой Кристины Андреевны, воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида № 19 и Толстошеевой Ариной Романовной, учителем начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов провели мастерскую волонтеров «Твори добро». Участники узнали о социальном волонтерстве и о добрых делах для одиноких людей, ветеранов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На мероприятии была проведена серия творческих мастер-классов, в ходе которых участники узнали, какие творческие изделия можно изготавливать с представителями разных возрастных категорией, а также научились их делать сами.

 

Модератор Никитина Галина Викторовна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ Иркутской области «Братского педагогического колледжа» совместно с Сергеевым Игорем Станиславовичем, ведущим научным сотрудником Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС провели мастер-класс по разработке дневника профессиональной пробы (Презентация 2). Участники мастер-класса ответили на вопросы: Кому нужен дневник профессиональной пробы? Как превратить дневник профессиональной пробы в инструмент профессионального самоопределения школьников? О чем может рассказать дневник профессиональной пробы родителям? Как описать в дневнике результаты профессиональной пробы? Нужно ли в дневнике описывать SoftSkills, которыми овладел обучающийся? Как сделать дневник профессиональной пробы инструментом развития ребенка? Ответы на эти вопросы помогли разработать содержательный макет страницы «Дневника профессиональной пробы для родителей».

Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Игорь Станиславович Сергеев и заведующая отделом сопровождения профессионального самоопределения и карьерного развития Регионального института кадровой политики Елена Владимировна Дошина (Презентация 3)  при участии Елены Анатольевны Евдокимовой, руководителя отдела управления персоналом (Презентация 4) ООО «Альянс Ресторанс», Юрия Анатольевича Трофимова, начальника Детской железной дороги (Презентация 5) и Максима Юрьевича Русяева, начальника Учебно-производственного центра Иркутского авиационного завода, провели проектировочную сессию «Региональный атлас перспективных компетенций Иркутской области». Основная идея проекта состоит в том, что развитие профессиональной сферы будет происходить в ближайшие годы не в формате появления новых профессий, а путем обогащения существующих профессий новыми компетенциями. По итогам «мозгового штурма» и обсуждения стало ясно, что Атлас станет современным инструментом профориентационной работы в Иркутской области. 

Заведующая отделом сопровождения профессионального самоопределения и карьерного развития Регионального института кадровой политики Елена Владимировна Дошина, совместно с победителями II Областного конкурса методической продукции по профессиональным пробам Решетниковой Еленой Юрьевной, методистом ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства» (Презентация 6), Рябошапко Ольгой Сергеевной, мастером производственного обучения ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса» (Презентация 7), Котовой Екатериной Николаевной, преподавателем ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж» (Презентация 8), Смирновой Натальей Владимировной и Лебедевой Эллой Владимировной, преподавателями ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно-экономический техникум» (Презентация 9) в ходе питч-сессии представили лучшие программы профессиональных проб. Аудитория обсуждала такие вопросы как: Какой должна быть профессиональная проба? Как ее сделать привлекательной? Чего ждут от профессиональных проб дети, родители, педагоги?
Участники питч-сессии разработали свой алгоритм создания программ профессиональных проб с учетом позиции родителя, школьника и педагога, ответили на ряд вопросов, которые могут еще более эффективней и интересней реализовывать, и презентовать профпробы потребителям.

Весь день учреждения среднего профессионального образования проводили профессиональные пробы «Коллаж профессий». В этот день были представлены 7 локаций профессиональных проб, которые отображали профессии/специальности самых различных направлений. Посетителям была представлена возможность попробовать себя в роли медицинского работника, сварщика, дизайнера интерьера, фотографа, кинолога, парикмахера и модельера. Координатор площадки Дошина Елена Владимировна и  модераторы профессиональных проб: Черных Андрей Олегович, старший мастер ГБПОУ ИО «Иркутского техникума архитектуры и строительства»; Моргулис Елена Федоровна, заместитель директора ОГБПОУ «Иркутского базового медицинского колледжа»; Третьякова Елена Анатольевна, заведующая отделом приема и профориентации ГАПОУ «Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма»; Пальчик Анатолий Павлович, заместитель директора ГБПОУ ИО «Иркутского аграрного техникума»; Песегов Петр Леонидович, преподаватель ФБГОУ ВО «Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова» погрузили участников в мир профессий и специальностей. Фотографии с фотозоны БМСО вы можете увидеть на сайте ВГИК (ссылка https://irkvgik.ru/index.php/429-bmso-2018-fotozona)


23 ноября 2018 года на площадке Профориентация участники отвечали на вопрос Как организовать раннюю профориентацию в дошкольном образовательном учреждении?  Своим опытом поделились Буравлева Ирина Владимировна, учитель-логопед ЧДОУ ОАО «Российские железные дороги» г. Иркутска (Презентация 10); Мулланурова Ольга Анатольевна, заместитель заведующего МБОУ детский сад общеразвивающего вида № 103 г. Ангарска (Презентация 11); Финагина Наталья Владимировна, заведующий, МДОУ № 29 г. Черемхово (Презентация 12); Тарова Софья Петровна, заместитель директора Боханского педагогического колледжа им. Д. Банзарова (Презентация 13);Антонова Марина Владимировна, ректор Мордовского республиканского института образования (Презентация 14)
Марафон готовых решений был посвящен обсуждению ряда вопросов, посвященных ранней профориентации в ДОУ: Может ли быть профессиональная проба в детском саду? Какой должна быть профессиональная проба в детском саду? и другие. Были рассмотрены различные подходы к профориентации в дошкольные образовательные организации. В ходе марафона участники получили ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с организацией ранней профориентацией детей.  
Была обозначена важность и перспективность использования профессиональных проб для дошкольников.
Модератором мероприятия была Филиппова Оксана Геннадьевна, директор МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №103 города Ангарска. (Презентация 17)

Весь день 23 ноября на площадке мастер-классов посетителей встречал Детский технопарк «Кванториум РЖД» и железнодорожный лицей № 36 ОАО РЖД г. Иркутска. Сотрудники и обучающиеся представляли перспективные направления в развитии информационных технологий: промышленный дизайн, геоинформационные системы, дополненную реальность, оцифровку объектов, создание 3-D моделей, скетчинг и многое другое. Всем участникам представилась возможность увидеть современные информационные технологии и даже ощутить себя в роли специалистов промдизайна и геоинформационных систем. Изготовить светодиодный фонарик своими руками, спроектировать дизайн брелока и распечатать его на 3-D принтере. Модератор мероприятия Трофимов Юрий Анатольевич, начальник детской железной дороги.

Третий день БМСО 24 ноября 2018 года программу мероприятий в зале навыков открыла мастерская вожатых «Играем вместе». Играть с детьми - это не сложно! Модератор мероприятия Анна Николаевна Толстикова, заведующая отделом сопровождения конкурсных мероприятий ПОО Регионального института кадровой политики совместно со спикерами: Кибалиным Виктором Александровичем, победителем всероссийского конкурса игротехников 2014 года, Иркутское объединение студенческих педагогических отрядов; Ан Вячеславом Александровичем, вожатым студенческого педагогического отряда «КапиТель»; Бобровой Ксенией Павловной, вожатой студенческого педагогического отряда «Товарищ»; Топоевым Иваном Евгеньевичем, вожатым студенческого педагогического отряда «КапиТель» поделились своим опытом и помогли будущим вожатым создать свою базу игр. В мастерской действовали четыре площадки по возрастным группам: 6-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет. Участникам необходимо было выбрать одну из площадок, на которой спикеры представили игры и упражнения по следующим направлениям: игры на знакомство, игры на сплочение, развлекательные игры.
Будущие вожатые получили практический опыт проведения игр в организациях отдыха и оздоровления детей, а также познакомились с возрастными особенностями детей.

Продолжил программу мероприятий тренинг «Лидерство в жизни каждого» модераторами которого были Сергеев Игорь Станиславович и Толстикова Анна Николаевна. Участники тренинга узнали новые грани понятия «лидер» и каким он должен быть, поучаствовали в дискуссии по выявлению значения лидерства в их жизни, а также выполнили несколько упражнений. Тренинг позволил участникам увидеть, какое место занимает и может занимать лидерство в их жизни, какими лидерскими компетенциями они уже обладают, а какие им еще только предстоит освоить.

Участники проектировочной сессии «Как оценить эффективность системы сопровождения профессионального самоопределения» разработали проект региональной модели оценки эффективности системы сопровождения профессионального самоопределения школьников. Модератор мероприятия Сергеев Игорь Станиславович, д и спикеры Шелехова Ольга Васильевна, руководитель центра развития кадрового потенциала Регионального института кадровой политики; Никитина Галина Викторовна, заместитель директора Братского педагогического колледжа; Черкасова Жанна Петровна, заместитель директора Черемховского педагогического колледжа, рассмотрели с участниками сессии основные критерии и показатели оценки данного процесса, выделили основные механизмы и инструменты оценки эффективности системы профессионального самоопределения. Решением сессии стала идея разработать и апробировать региональную модель в различных муниципалитетах Иркутской области и провести анализ полученных результатов, сделать соответствующие выводы.


Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Сергеев Игорь Станиславович (Презентация 15) провел тренинг для родителей «Мир профессий – территория выбора».  Задачей тренинга было актуализировать субъектную позицию родителя по отношению к профессиональному самоопределению ребенка. И.С. Сергеев отметил, что сегодня в основном именно родители обучающихся влияют на профессиональный выбор ребенка. Родителям важно понять, что процесс профессионального самоопределения обладает разнообразием траекторий и может неоднократно меняться в течение жизни.
В ходе тренинга родители и законные представители детей смогли более подробно узнать об особенностях профессионального самоопределения собственного ребенка.

Завершалась программа мероприятий дня подведением итогов конкурса фотографий «Мир профессий – территория выбора», который проходил с 15 по 21 октября в рамках акций «Недели профессиональных проб», «Недели без турникетов».  Елена Владимировна Дошина и ведущий специалист отдела профессионального образования министерства образования Иркутской области Толстикова Снежана Георгиевна наградили победителей. (Презентация 16)


На протяжении всего дня 24 ноября учреждения среднего профессионального образования и работники парикмахерской «Инфанта» п. Куйтун встречали посетителей БМСО в зоне мастер-классов. В этой зоне были размещены 7 локаций профессиональных проб, которые отображали профессии/специальности самых различных направлений. Дети и их родители, взрослые получили возможность попробовать себя в роли фотографа, авиастроителя, парикмахера, специалиста по маникюру, повара, ветеринара и сварщика. Модераторами профессиональных проб в этот день были: Задорожный Виктор Константинович, старший мастер ГАПОУ ИО  «Иркутского техникума авиастроения и материалообработки»; Пальчик Анатолий Павлович, заместитель директора ГБПОУ ИО «Иркутского аграрного техникума»; Коншина Людмила Юрьевна, заведующая производственной практикой ГАПОУ ИО  «Ангарского индустриального техникума»; Ишмухаметова Татьяна Анатольевна, директор, парикмахерская «Инфанта»; Смирнова Александра Юрьевна, заведующая кафедрой туризма, гостиничного сервиса и экономики ЧУ ПО «Колледжа управления и предпринимательства»; Курлыкина Ольга Анатольевна,  заведующая кафедрой дизайна, рекламы, стиля и искусства фотографии ЧУ ПО «Колледжа управления и предпринимательства»; Михайлова Валентина Павловна, заместитель директора  ГАПОУ ИО «Ангарского техникума общественного питания и торговли».

Все дни в зоне Профориентации работали профориентологи, психологи, организуя тестирование всех желающих.

Панельная дискуссия «Формирование городских моделей работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми» (муниципальный и локальный уровень)

22 ноября состоялась панельная дискуссия на тему «Формирование городских моделей по работе с одаренными детьми». 
Дискуссию открыли модераторы, руководитель Управления организационно-правового и методического обеспечения деятельности образовательных организаций ГАО ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики», кандидат исторических наук Василенко Виктория Александровна, и руководитель Центра информационно-методического сопровождения региональной системы поддержки и развития одаренных детей, Гавриленко Татьяна Георгиевна.  
Начало дискуссии сопровождалось просмотром видеоролика, содержание которого позволяет лучше осознать специфику понятия «одаренность».
(Видеоролик)
Ключевыми дискуссионными вопросами были следующие:
 «Как выявить одаренных и талантливых детей?»
«Удобен» ли талантливый ребенок нашим педагогам?
 Как оценить роль высшей школы, бизнес-партнеров и частных структур в рамках выстраиваемых моделей по работе с одаренными детьми?
Первым спикером дискуссии выступила заместитель директора Информационно-методического центра развития образования г. Иркутска, Труфанова Светлана Николаевна.
(презентация 1)
В своем выступлении следующий спикер, старший методист Центра развития образования г. Братска Ведерникова Валентина Вячеславовна  рассказала об эффективных  механизмах поддержки одаренных детей. В своем выступлении Валентина Вячеславовна отметила, что создание модели предполагает развитие избыточной, насыщенной среды, позволяющей выявлять и поддерживать творческие и интеллектуальные способности одаренных и высокомотивированных детей. 
(презентация 2)
Коробцова Оксана Леонидовна,  заместитель директора МБУ Шр «Информационно-методический образовательный центр» рассказала о сопровождении талантливых и способных обучающихся в Шелеховском районе, Плискановская Маргарита Игоревна, педагог-психолог МБОУ рассказала об индивидуализация образовательного процесса как аспекте работы с одаренными и талантливыми детьми. 
(презентация 3)
Модераторы дискуссии дали описание рисков развития одаренности.
(слайд)
Участник дискуссии, преподаватель кафедры психодиагностики и практической психологии Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Михайлик Елена Владимировна, поделилась одной из уникальных методик по минимизации рисков развития одаренности, а также по мотивации одарённых детей к обучению и развитию средствами арт-терапии.
(презентация 4)
Итогом мероприятия стало обсуждение вопроса о перспективах создания единой коммуникационной среды, позволяющей организовать обмен актуальной информацией по работе с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми.

23 ноября состоялась панельная дискуссия на тему «Формирование «сельских» моделей работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми».
Участниками дискуссии были руководители образовательных учреждений, научные работники, преподаватели вузов, студенты, организаторы фермерских хозяйств.
Дискуссию открыли модераторы, руководитель Управления организационно-правового и методического обеспечения деятельности образовательных организаций ГАО ДПО ИО «Институт кадровой политики», кандидат исторических наук Василенко Виктория Александровна и руководитель Центра информационно-методического сопровождения региональной системы поддержки и развития одаренных детей, Гавриленко Татьяна Георгиевна.  
В начале дискуссии Татьяна Георгиевна отметила, что проблема работы с одаренными детьми сегодня имеет первостепенное значение в государственной образовательной политике Российской Федерации. 
В настоящее время на федеральном уровне организована активная работа по реализации национального проекта «Образование», в рамках которого будет реализован ряд проектов по поддержке и выявлению одаренных детей, в том числе  проект «Успех каждого ребенка».
На региональном уровне реализация мероприятий осуществляется в соответствии с Ведомственной целевой программой Иркутской области «Одаренные дети» на 2014 - 2020 годы.
Но при этом, несмотря на разработку всевозможных комплексов мер существенных изменений в этой сфере не наблюдается. 
Модераторами был обозначен перечень вопросов дискуссии:       
«Как выявить одаренных и талантливых детей «на селе»? 
«Нужен ли» ли талантливый ребенок на селе? Есть ли будущее у таких детей на малой родине? 
Можно ли и надо ли «возвращать» таких детей?
Как поддержать талантливых  детей «на селе»? 
Насколько эффективно тьюторское сопровождение талантливых детей? 
В чем должна заключаться «готовность» «сельского» педагога работать с такими детьми? Возможно ли ее сформировать?
Понятие «талант», «одаренность» и высокая мотивация» были обозначены модераторами после просмотра видеоролика о детстве Томаса Эдисона (ролик 1).
Участники дискуссии согласились с тем обстоятельством, что не во всех образовательных учреждениях поддержка и сопровождение талантливых и высокомотивированных детей развита на высоком уровне.
Директор  Центра развития Усольского района, Маслова Наталья Михайловна, поделилась опытом создания интерактивной карты о кружках дополнительного образования, которая предполагает развитие сетевого взаимодействия между детьми, педагогами и их родителями.
Участники дискуссии согласились с тем, что подобный положительный опыт будет полезным для транслирования на базе других учреждений Иркутской области. Об опыте поддержки и сопровождения одаренных детей из сельской местности  рассказала директор Центра развития образования учреждений Зиминского района Курбалова Инна Адамовна (презентация).
Большинство участников дискуссии отметили также, что к негативным факторам, препятствующим поддержке и развитию талантов в некоторых сельских поселениях, является удаленность от областного центра. 
Ключевым моментом дискуссии явился вопрос о том, позволяет ли сельская среда развивать и поддерживать таланты. Часть участников сошлось во мнении, что ребенку из сельской среды достаточно сложно адаптироваться к обучению в вузе и делать карьеру в дальнейшем в условиях городской среды. 
Однако большинство педагогов из сельских территорий, преподаватели вузов, студенты, закончившие сельские школы, признали, что городская среда может стать успешногенной для ребенка «из села» по причине наличия у него высокой мотивации. 
Подтверждением последнего тезиса стали выступления директора муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Иркутска, Лицея-интерната № 1, Куприной Марины Анатольевны. 
Присутствующие на дискуссии студенты отметили, что, на их взгляд, важным условием поддержки их таланта в вузе является привлечение практиков и работодателей  к образовательному процессу. 
Олинович Наталья Александровна, директор Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», рассказала о формах работы с талантливыми студентами вуза, роли руководства РЖД в поддержке и сопровождении таких студентов. 
Сайванова Светлана Алексеевна, заместитель декана по учебно-воспитательной работе факультета биотехнологий и ветеринарной медицины  ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет», рассказала о положительном опыте взаимодействия вуза и работодателей, проведении конкурсных мероприятий для талантливых школьников и молодежи на базе университета.
Мима Мария Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» отметила, что на сегодняшний день возрастает роль вуза в работе с одаренными школьниками из села, их дальнейшем сопровождении и поддержке. 
В развитии и поддержке талантов «на селе», повышении креативного потенциала детей играют детские СМИ. Тихонова Татьяна Николаевна, директор детского журнала «Сибирячок» отметила, поделилась уникальной информацией о взаимодействии с образовательными организациями. 
При подведении итогов дискуссии ее участники согласились, что в повышении эффективности в работе с одаренными, талантливыми детьми и молодежью необходимо развивать и совершенствовать сетевое взаимодействие через создание единого интернет-портала. 

23 ноября прошел круглый стол «Урок технологии: современное состояние, перспективы развития». 
Модератором круглого стола была Рогалева Елена Владимировна, доцент кафедры технологий, предпринимательства и методик их преподавания Иркутского государственного университета. Вначале она рассказала о причинах, которые привели к пересмотру предмета «Технология» (презентация 1)

Блинов Владимир Игоревич, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, представил современную структуру технологического образования и направления модернизации содержания технологического образования в контексте современных требований к рабочим кадрам (презентация 2)
Кравченко Светлана Владимировна, методист Информационно-методического центра развития образования города Иркутска, отметила основные проблемы, которые в настоящее время беспокоят учителей технологии: отсутствие предмета с восьмого класса и на старшей ступени обучения; отношение руководства школ к предмету как ко второстепенному; недоработанность УМК.
Перевалова Юлия Викторовна, учитель технологии МКУ СОШ № 80 представила перспективы развития технологии через модульное представление содержания предметной области  «Технология» и широкое применение в учебном процессе ИКТ, в частности программ,  Компос и др., а также 3D-моделирования, прототипирования.
Коронский Александр Анатольевич, учитель технологии МОУ СОШ № 30, отметил, что предмет технология обеспечивает преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и дальнейшей трудовой деятельности и невозможности его реализовывать без современного технологического оборудования и инструментов. Также отметил, что именно уроки технологии направлены на профессиональное самоопределение школьника.
Безруков Олег Петрович, представитель родительского сообщества, обозначил проблемы: у родителей до сих пор сохраняется неверно сформированный стереотип  к учителю технологии как к трудовику; завышенные требования родителей к учителю технологии у которого отсутствует материальная база для осуществления образовательного процесса. Предложил способы решения проблем: повышение квалификации учителей; отбирать содержание обучения исходя из интересов школьников и их родителей, а не из возможностей УМБ и интереса учителя.
Очень интересно было услышать видения школьников о содержании школьного предмета технология. Так,  Шушарина Ольга (учащаяся 9А класса МАОУ г. Иркутска СОШ № 63), рассказала о необходимости изучения технологии в школе, подчеркнула важность этого предмета для формирования компетенций по самообслуживанию и профессионального самоопределения.

Шелбогашев Эрик (ученик 9Б класса МАОУ г. Иркутска СОШ № 30) предложил увеличить количество часов на технологию в 8 и 9 классах до двух часов, а также оставить за учащимися возможность выбора содержания предмета технологии (Разделы: кулинария, Ремонт одежды, Столярное дело и т.д.) без их гендерного деления, а также включить раздела «Робототехника», который будет реализовываться через темы моделирование и радиоэлектроника.
В работе круглого стола приняло участие  96 представителей разных сообществ. Это учителя технологии города Иркутска и Иркутской области, студенты Педагогического института ИГУ, обучающиеся по профилю «Технология», педагоги дополнительного образования детей, школьники, представители родительского сообщества.
В результате круглого стола участники рекомендовали для РИКП организовать разработку модели содержания вариативной части технологической подготовки; разработку моделей сетевого взаимодействия школ и организаций СПО для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (в частности организация и реализация профессиональных проб школьников); организация стажировок для учителей технологии на база организаций СПО, специализированных центров компетенций; школам: включиться в соревнования Юниоры  Ворлдскилс по компетенция Поварское дело, Столярное дело, Электромонтаж и др.

23 ноября состоялось совещание руководителей государственных профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Иркутской области.

 
На совещании было рассмотрено много важных и актуальных вопросов:
- Об участии в проектах по развитию системы СПО в рамках Национального проекта «Образование», Евгений Александрович Торунов, заместитель министра образования Иркутской области;
- О системе профессионального образования Венгрии: опыт взаимодействия с работодателями, Чаба Ференц, референт по системе ученического контракта Департамента по образованию и профессиональному обучению Венгерской Торговой и Промышленной Палаты;
- Об актуализации перечней СПО и ПО, Владимир Игоревич Блинов, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук, профессор (презентация 1);
- Проектный подход в управлении программой развития профессиональной образовательной организацией, Екатерина Юрьевна Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук (презентация 2);
- Результаты анализа разработки программ модернизации профессиональных образовательных организаций, Валентина Александровна Трускавецкая, руководитель приоритетных проектов и систем квалификаций ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» (презентация 3);
- Профилактика дорожно – транспортных происшествий с обучающимися в образовательных организациях, Светлана Дмитриевна Роднина, старший инспектор по особым поручениям группы пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУМВД России по Иркутской области;
- Внедрение системы ХАССП в образовательных организациях, Елена Николаевна Ивановская, эксперт – консультант Учебного Центра Союза Торгово – Промышленной Палаты Восточной Сибири;
- Об образовательных организациях ФСИН России по Иркутской области, Дмитрий Геннадьевич Кулаков, подполковник внутренней службы ГУФСИН России по Иркутской области;
- Новейшие разработки в сфере учебного оборудования, образовательная робототехника, Дорофеева Ольга Михайловна, коммерческий директор ООО «Аландо».

21 ноября самым первым мероприятием БМСО, организованном Региональным институтом кадровой политики было рабочее совещание представителей министерства сельского хозяйства и министерства образования «Национальная система квалификаций как инструмент согласования спроса и предложения на квалификации: региональный и отраслевой аспект». В совещании приняли участие руководители ПОО, ведущих подготовку по профессиям и специальностям сельхозпрофиля, представители предприятий агропромышленного комплекса региона.


С вопросами на совещании выступили: 
- О востребованности квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в АПК Иркутской области Дмитриев Николай Николаевич, заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области;
- О подготовке кадров по сельскохозяйственному профилю в учреждениях СПО Иркутской области Торунов Евгений Александрович, первый заместитель министра образования Иркутской области (презентация 1);
- Национальная система квалификаций: региональный и отраслевой аспект Клинк Ольга Фридриховна, руководитель базового центра подготовки кадров АНО «НАРК», г. Москва (презентация 2);
- О развитии системы квалификаций в АПК Бабурин Александр Иванович первый заместитель председателя Агропромышленного союза России г. Москва;
- Независимая оценка квалификации в АПК: опыт проведения, перспективы развития Талицких Евгения Владимировна, директор центра оценки квалификаций «АПК Эксперт-Персонал», г. Воронеж (презентация 3);
- Об итогах апробации механизмов использования независимой оценки квалификации для промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов по специальности «Механизация сельского хозяйства» Копыток Александр Николаевич, директор ГБПОУ ИО «Тулунский аграрный техникум» и Арциховская Анна Анатольевна, заместитель директора по УМР ГБПОУ ИО «Тулунский аграрный техникум» (презентация 4).
В завершении перед участниками совещания выступил Баймашев Дмитрий Закарьевич, председатель НКО «объединение работодателей «Агропромышленный Союз Иркутской области», который отметил что формирование системы современного кадрового потенциала отрасли на сегодняшний день очень актуально и своевременно, но для этого необходимо спланировать совместную работу как представителей предприятий агропромышленного комплекса, так и профессиональных образовательных организаций. 

Панельная дискуссия «Создание региональных центров непрерывного педагогического образования»
23 ноября 2018 года, в рамках мероприятий Байкальского международного салона образования состоялась панельная дискуссия «Создание региональных центров непрерывного педагогического образования». 
Модератором дискуссии являлась Апанович Елена Владимировна, заместитель министра образования Иркутской области. Спикерами выступили: Вобликова Валентина Феофановна, заместитель Председателя Правительства Иркутской области; Гетманская Инна Анатольевна, директор ГАУ ДПО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования»; Семиров Александр Владимирович, директор Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»; Чиганова Елена Анатольевна, ректор ГАОУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации».
Гетманская Инна Анатольевна, выступая на панельной дискуссии, затронула актуальные вопросы: основные проблемы развития региональной системы непрерывного педагогического образования; перспективы создания регионального центра непрерывного педагогического образования и реализации принципа модульности при составлении индивидуальных образовательных программ педагогов.
Семиров Александр Владимирович представил модель структурного подразделения системы непрерывного образования на базе Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». В ходе своего доклада Александр Владимирович обосновал актуальность и востребованность создания такого центра на базе Педагогического института.
Елена Анатольевна Чиганова подняла проблему создания территориальных центров непрерывного образования и создания системы взаимодействия с образовательными организациями в соответствии с потребностями региона.
В разговор включились представители системы высшего образования, дополнительного образования, известные ученые Иркутска, гости из других регионов. В ходе диспута остро прозвучала проблема снижения качества повышения квалификации педагогов, отсутствие преемственности системы дополнительного и высшего образования и, как следствие, снижение уровня подготовки школьников, как потенциальных абитуриентов.
Дискуссия получилась очень насыщенной, затронув проблемы взаимодействия и преемственности систем профессионального и высшего образования. Столь активное рассмотрение заявленной темы, свидетельствует об актуальности данной проблематики в современном образовательном пространстве.


Открытая лаборатория для родителей «Правовая и психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидов»

24 ноября 2018 года в зале «Николай Муравьев – Амурский» работала открытая лаборатория для родителей «Правовая и психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидов». В работе лаборатории приняли участие представители родительской общественности города Иркутска и области, руководители специальных коррекционных школ региона, воспитатели дошкольных образовательных организаций, студенты педагогического института и педагогического колледжа. 
Модератор площадки – руководитель управления информационно-методического обеспечения деятельности ПОО ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования»  кандидат психологических наук Ольга Александровна Верхозина. 
В качестве экспертов  на площадке работали Наталья Николаевна Мазурова (заместитель руководителя Центральной психолого-медикл-педагогической комиссии (ПМПК) г. Иркутск), Лариса Александровна Гладун, кандидат педагогических наук (доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»). Отвечали на вопросы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, приглашенные специалисты: психолог, дефектолог, юрист.  Среди наиболее актуальных вопросов, прозвучавших в ходе работы лаборатории – проблемы, возможности и перспективы обучения ребенка с ОВЗ и инвалидностью в условиях интеграции и инклюзии, участие в реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка, порядок взаимодействия с психологом в общеобразовательной школе, взаимодействие с ПМПК. 
Представители ПОО Иркутской области  рассказали родителям будущих  абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью об особенностях приема на обучение по программам профессиональной подготовки и среднего профессионального образования. Валентина Лисаускайте, автор книги «Самый, самый!!! (мамины рассказы)» поделилась с участниками опытом формирования родительской компетенции в воспитании ребенка с ОВЗ и инвалидностью.